Понедельник, 6 Февраль, 00:12 C

Вернуться   Новопавловск "Виртуальный городок" > Дневники > Заметки от xksvkvadrate


Все, что посчитаю интересным, буду приносить сюда.
Рейтинг: 5.00. Голосов: 1.

Завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве

Запись от xksvkvadrate размещена 10.06.2009 в 11:47
Завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве - уникальный объект военно-морской фортификации ХХ века, исторический памятник инженерно-технического искусства на территории СНГ.



После атомной бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года, советское правительство, оценив последствия ядерных взрывов, приняло комплексный план защиты от ядерного оружия основных промышленных и оборонных объектов страны.
В 1957 – 1961 годах в Балаклаве был построен подземный сверхсекретный «Объект 825 ГТС» для защиты людей и техники в случае ядерного взрыва, т.е. завод для ремонта и снаряжения подводных лодок, находящийся внутри скалы на западном берегу бухты, также имеет выход со стороны моря.
Предполагалось, что лодки, войдя незаметно под водой в бухту, должны были пройти по туннелю в сам комплекс, где, при необходимости, получив ремонт и пополнив боезапасы, так же незамеченными уже другим ходом снова выйти в открытое море для выполнения военных задач. Оба выхода из канала были закамуфлированы специальными сетками и скальной породой.



Своеобразие Балаклавы состоит в уникальной длинной и глубокой бухте, по одну сторону которой на горе видны развалины средневековой генуэзской крепости Чембало, а по другую – гора Таврос. В горе Таврос, что в переводе с тюркского значит «пустая», был сооружен целый подземный город, помещения которого были выдолблены в скале и покрыты железобетоном толщиной от 1 до 5 метров.
Сооружение этого секретного объекта вели строители Черноморского флота, а также под подписку о неразглашении военной тайны мирные метростроевцы из Киева, Москвы, Санкт-Петербурга, Тбилиси. Обязаны были хранить военную тайну также жители Балаклавы и Севастополя, оформленные сюда на работу.
В скальной толще утеса возникали рукотворные подземные дороги, шлюзные камеры, хранилища, цеха, арсеналы, кабинеты, причалы, глубоководный канал и сухой док, в который могла войти подводная лодка.





Этот стратегический объект - единственный в мире по своим масштабам и не пострадал бы даже в случае прямого атомного удара мощностью до 100 Кт - в пять раз больше чем было сброшено на Хиросиму и Нагасаки. Он мог вместить до трех тысяч людей и обладал развернутой системой жизнеобеспечения - толстенные герметические двери и завод способен был самодостаточно существовать до 30 суток.
Автономная подача воздуха, топливные и водяные магистрали, мощные дизель-генераторы, подземные рельсовые пути давали возможность полностью изолировать завод от внешней среды.
Здесь были хорошо оборудованы командные пункты, склады для хранения горюче-смазочных материалов и продуктов, хлебопекарни, госпиталь, жилье для личного состава, кухни, столовые, ванные, душевые, комнаты отдыха.






Арсенал состоял из локальной и технической зон. В технической зоне располагались механизмы для обеспечения работы локальной зоны и автономной деятельности всего арсенала.

В локальной зоне размещались – зал для сборки изделий и хранилище головных боевых частей изделий, бывшее самой секретной зоной.
В центре зоны находился поворотный круг для изменения движения транспортных тележек, на которых, по проложенным по коридорам рельсам, вручную перевозились контейнеры с боеголовками (торпедами).
Вес тележки – 996 кг, а грузоподъемность – 7 тонн.




Завод одновременно мог вместить до семи подводных лодок проектов 613,615 и 633, а при необходимости ремонтировать их. Ширина канала колеблется от 6 до 22м, длина – достигает 505м (при общей длине тоннеля до 600м). Длина дока 110м, глубина - от 6 до 8,5 метров, высота арки канала – 18м. Общая площадь всех помещений и ходов завода - 9,6 тыс.кв. м, площадь подземной водной поверхности равна 4,8 тыс. кв. м.
После завершения строительства завода в 1961 году, его осмотрел Никита Хрущев и, махнув рукой, сказал: «Надо отдать все это виноделам!» Но стараниями тогдашнего руководства ВМФ грандиозный подземный комплекс виноделам все-таки не достался - в том же 1961 году он вступил в строй под кодовым названием «Объект 825 ГТС», а с 1969 года – Спеццех завода «Металлист».




Вся секретная деятельность объекта № 825 продолжалась почти 30 лет и завершилась с развалом Советского Союза в 1991 году. Впрочем, еще раньше с переходом Военно-морского флота СССР на лодки других классов, которые были большие и по размерам уже не помещались в подземном канале, значение завода начало угасать.

В 1993 году завод прекратил свое существование, начался демонтаж, а в 1994 году подземный комплекс был выведен из эксплуатации. После того как в марте 1995 года из Балаклавы ушла последняя подводная лодка Черноморского флота, завод полностью перешел под юрисдикцию Украины.






Со временем охрана с объекта была снята, и все что здесь осталось было предоставлено на разграбление, не помогли даже закрытые противоатомные двери. Неоднократно местные власти обращались к президенту Украины, чтобы прекратить этот «разбой среди бела дня», но только в 2004 году объект был взят под охрану МВД.
Просмотров 2396 Комментарии 1 Редактировать метки Отправить другу ссылку на эту запись
Всего комментариев 1

Комментарии

  1. Старый
    Прочитала с удовольствием.
    Запись от cjabz размещена 10.06.2009 в 23:42 cjabz вне форума
  2. Реклама